Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
Альманах № 4
"Образовательные практики: амплификация маргинальности" |
Чтение без
контекста
ГЕРАСИМОВА
Виктория Анатольевна, студентка 5-го курса отделения
психологии факультета философии и социальных наук Белорусского государственного
университета, г. Минск, член редколлегии альманаха.
Введение предполагает ознакомление
читателя с контекстом содержания книги и с её основными идеями. При этом в
контекст можно вводить по-разному: через название, через прописывание или
перечисление основных моментов содержания. Для меня как для читателя и для
члена редколлегии кажется очевидным отсутствие единого контекста данного
сборника. Их много и они не сводимы к какому-либо одному; в конечном итоге
такое многообразие может привести к отказу вводящего от стратегии приведения
всего к единому всеобъемлющему контексту.
Но может быть и иная стратегия. На
нее я хочу указать. Речь идет о взаимодействии читателя и автора в контекстном
отношении. То есть контекстуализация как основа понимания возникает в акте
чтения, а значит, требует специальных действий и обращенности не только на
другого, но и на себя.
В то же время, как мне кажется,
чтение статей данного сборника потребует от читателя огромных усилий по
преодолению нависающего надо всеми нами повседневного и привычно
профессионального контекста, иначе, звучащие голоса и комментарии к ним
покажутся бессмысленными, бесполезными, абсурдными.
Принципиальная допустимость
множественности контекстов, их сложное взаимодействие, пограничность или
вненаходимость в привычном, побуждают писать не введение, а то, что можно
назвать опытом выведения.
Данный сборник реализует собой
идею многообразия как возможности сосуществования многих миров, обнаружения их
разности и организации их взаимодействия. Однако, как было уже замечено,
многообразие не является данностью, которую может увидеть каждый в любой момент
времени, а проектом — своеобразным разрешением или допущением практикования
множественности миров. В этой связи сама концептуализация многообразия и его
практикование — несовпадающие величины, хотя и связанные между собой. Можно,
конечно, заселить весь космос людьми или их подобиями (теми же людьми, но более
или менее “подогнанными” под условия окружающей среды), но к чему это приведёт?
Тематика, образы, содержания очень
разнообразны, но всё служит одной цели, вынесенной в заглавие альманаха —
амплификации маргинальности. Слова “маргинальность” и “неопределённость”
(положения) пока для меня будут синонимами. Образ неопределённости сам
максимально непроянён. Неопределённость — то, от чего любыми способами пытается
избавиться каждый здоровый человек. В обычной ситуации нет места
неопределённости. Мы все живём в однородном, в основном согласованном едином
мире, для чего нам нужны общие значения, общие слова, единый контекст. Обычно
само наше восприятие не проблематично, мир в принципе предсказуем, удобен, и
определённые отклонения в нем не нарушают основ стабильности.
Мы уверены в значениях нашего
мира, в его непогрешимости, но иногда, вдруг сталкиваясь с некоторыми, назовем
их странными, неопределенными в структурах опыта ситуациями, обнаруживаем
бесполезность нашего опыта. Может, это и есть то событие, когда становятся
возможными другие миры, со своими законами, константами, полями, силами
тяготения.
Каждый человек так или иначе
сталкивается в жизни с ситуациями неопределённости. Но что делать с ними, как в
них или с ними поступать: репрессировать ли, культивировать ли, бежать в
привычное, не обращать внимания — решает каждый сам (или думает, что решает).
На мой взгляд, образовательная
ситуация начинается с неопределённости, когда человек теряет привычные опоры,
координаты, ориентиры, с ситуации разрыва, когда мы отказываемся от предыдущего
опыта и/или он отказывается от нас. Выход в такие образовательные пространства
весьма не прост, потому что привычное не отпускает нас. Нужны определённые
действия, работа по преодолению земного притяжения, дополнительные усилия или
дополнительные источники энергии.
Казалось бы одно и то же хорошо
знакомое нам слово может коренным образом менять свой образ, значение, окраску
в зависимости от того окружения, в котором оно употребляется. Так и
маргинальность может достигаться через создание (разрушение) определённого
контекста, в котором даже самые убедительные построения могут превращаться из
тотальных, всеобъемлющих, обязывающих в локальные, в “одно из...”.
Усилить (амплифицировать)
маргинальность призваны приводимые рядом с текстами комментарии. Жанр
комментария позволяет определённым образом вступать с автором в диалог, лучше
его понимать, а иногда, через разрывы в коммуникации, понимать даже не автора,
а самого себя.
Традиционно комментарий
представляет собой определённое высказывание по поводу другого, здесь же он
более сложен и реализует прежде всего возможность изменения самого
комментирующего, организует пространство его работы над собой, то есть опыт
образования ставится во главу угла. Комментирующее высказывание поэтому носит
самый разный характер — проблематизации, поддержки, развития, полемики,
рассуждения вслух и так далее.
Не хочу оценивать качество
сделанных комментариев, хотя, в конечном итоге, для читателя это и не так
важно. Отмечу лишь, что они могут стать для читателя таким же текстом, каким
для них является и первоначальный текст. К ним и с ними можно выстраивать
различные отношения (в том числе и контекстуальные), которые, возможно, станут
отправной точкой или катализатором работы читателя с текстом или текста с
читателем. Сама возможность читательского высказывания превращается в
возможность чтения текста. Такая стратегия является одной из стратегий чтения,
когда читаешь теперь уже не сам текст, который умирает, как только становится
написанным, но тот, который только в акте взаимодействия и рождается, и который
только и может свидетельствовать о той работе, что произвёл в нас авторский
текст.
Имена авторов комментариев
любопытный читатель легко реконструирует, прочитав список членов редакционной
коллегии. По инициалам это сделать довольно просто, хотя авторство вряд ли
имеет серьезное значение. Это только в повседневном мире важно, кто говорит, в
пространстве культуры это часто неопределимо.
У авторов,
несмотря на кажущуюся убедительность их построений, нет абсолютной уверенности
в том, что положение вещей в образовании именно таково, какой они видят
образовательную реальность или хотят её видеть, конструируя определённым
образом. Альманах не является и не должен являться чем-то законченным,
завершённым, обязательным, навязывающим определённое мировоззрение, ту или иную
точку зрения. Это только повод… Маргинальность, незавершённость оставляют место
для читателя, для работы его мысли. Тексты и комментарии напоминают планеты или
звёзды в бесконечном космическом пространстве, от которых можно отталкиваться,
перелетать от одной к другой, выбирая то направление, которое захочется
читателю.